Взрослая социальная сеть
Текстовая версия форума
Знакомства для секса Регистрация


Советская торговля.

Текстовая версия форума: Гильдия рожденных в СССР



Полная версия топика:
Советская торговля. -> Гильдия рожденных в СССР


Страницы: 12[3]45

Ирга4
ИСТОРИЯ КНИГИ
КНИГА В СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД И В 1960-1980-Е ГОДЫ



Резкое превышение спроса над предложением возникало в советском книжном деле несколько раз: после гражданской войны (ликвидировано в годы нэпа); после Великой Отечественной войны (ликвидировано сравнительно быстро в результате динамичного роста выпуска книжной продукции как по количеству названий, так и по тиражам); в середине 1970-х (этот дефицит удалось преодолеть лишь в 1990-х годах).

Для книжного рынка 1970-х годов было характерно развитие неудовлетворенного спроса населения на фоне роста тиражей, особенно художественной литературы. Следует отметить, что к этому времени огромным количеством книг располагали общественные библиотеки (свыше 5 млрд. экз.), но почти треть этого фонда ни разу не была востребована читателями. В домашних библиотеках находилось около 50 млрд. экз., однако для покупателей той поры было характерно стремление скупать практически все (кроме общественно-политической литературы) массовые издания, которые появлялись в книжных магазинах. Заказы книготорговых организаций на книги удовлетворялись лишь на 50-60 процентов, но при этом в книжных магазинах росли нераспроданные остатки книг, около 10 процентов тиража издательской продукции не находило сбыта.
Таким образом, в стране сложилась ситуация не количественного недостатка книг, а качественного несоответствия того, что выпускали издательства в условиях идеологического и экономического диктата, тому, что хотели получить покупатели.

Общий тираж книжной продукции в 1980-е годы вырос по сравнению с 1940 г. почти в четыре раза, в то время как доходы населения увеличились в шесть раз, численность специалистов с высшим и средним образованием - в двенадцать, городской жилищный фонд - более чем в пять. Кроме того, существовал дефицит многих товаров и услуг, у населения появились свободные деньги.

К внутриотраслевым факторам, сдерживавшим рост выпуска книжной продукции, относятся хроническое отставание в развитии полиграфической базы, а также недостаток и низкое качество бумаги. В 1988 г. в СССР производилось в расчете на душу населения 22,1 кг бумаги, в то время как в США - 138, ФРГ - 131, Японии - 105 кг.

Сдерживала развитие книгоиздательского дела политика партии и государства, направленная на опережающее развитие периодической печати - оперативного источника информации, мощного средства идеологического воздействия. Если тиражи книжной продукции в 1971 г. по сравнению с 1950 г. увеличились в 2,4 раза, то тиражи газет и журналов - в 17,5 раза. При недостатке бумаги столь быстрый рост тиражей периодических изданий происходил в ущерб выпуску книг и брошюр.

Политика партии и государства в области книгоиздания была направлена на производство в первую очередь массовой (особенно художественной) литературы. Преимущественное внимание выпуску художественной литературы дало результаты: ее доля в общем тираже возросла с 29 процентов в 1970 г. до 35 - в 1975 г., 44 - в 1980 г. и 55 - в 1988 г. Столь бурный рост изданий одного раздела ассортимента искусственно сдерживал выпуск научных, производственных книг, что отрицательно сказалось на развитии науки, производства, других сфер общественной жизни. В то же время, несмотря на быстрой рост тиражей изданий художественной литературы, спрос на них удовлетворялся в 1985 г. лишь на треть, а на детскую литературу - лишь на 20 процентов.

Система книжной торговли в стране обеспечивала функционирование единого всесоюзного рынка издательской продукции. Все книги, выходившие в центральных издательствах, доставлялись книготорговыми организациями во все регионы страны и продавались по единым ценам. Основной книготорговой системой была государственная книжная торговля Госкомиздата СССР. Продажу книг на селе с конца 1950-х годов вела потребкооперация. Привлечение к сельской книжной торговле потребкооперации позволило к середине 1960-х годов обновить книготорговую сеть на селе (4000 книжных магазинов было построено заново, 2000 переведено в лучшие помещения), что дало возможность увеличить продажу книг на селе в 1958-1967 гг. в два раза. Тем не менее на селе продавалось книг в два-три раза меньше в расчете на одного жителя, чем в городе. Для усиления руководства книжной торговлей потребкооперации в аппарате Центросоюза в 1970 г. была образована организация Центркоопкнига. Кроме того, продажу книг вели государственные книготорговые организации других ведомств: "Академкнига", "Военная книга", "Транспортная книга", "Союзпечать".

Торговая сеть с 1959 г. по 1972 г. увеличилась почти в два раза до 15869 книжных магазинов (против 8544), в том числе 7261 магазин системы Госкомиздата и 8171 - потребкооперации. При этом, если в 1960-х годах темпы роста числа магазинов опережали развитие товарооборота, то в 1970-е годы опережающими темпами нарастал розничный товарооборот. В этот период значительно повысился удельный вес крупных книготорговых предприятий (баз, книжных магазинов, библиотечных коллекторов), книготорговая сеть охватила практически все населенные пункты страны с численностью жителей свыше 5000 человек. Средняя торговая площадь книжного магазина увеличилась с 76 до 110 кв. м. Открывались крупные универсальные книжные магазины - Дома книги. В конце 1980-х годов в стране действовало 10 центральных оптовых книжно-экспедиционных баз, 170 региональных оптовых баз, 83 библиотечных коллектора. В России государственная розничная книготорговая сеть насчитывала свыше 3700 книжных магазинов. Это позволило увеличить продажу книжных товаров в расчете на душу населения более чем в пять раз.

Стало ясно, что специализированные книжные магазины более углубленно изучают спрос, имеют более тесные связи с издательствами, более высокий уровень квалификации работников. Лучшие из них становятся своеобразными клубами, где встречаются люди, объединенные общими интересами. В 1969 г. в городах страны насчитывалось 420 специализированных книжных магазинов, а через десять лет их количество превысило тысячу, в том числе в стране работали 68 магазинов общественно-политической литературы, 194 - научно-технической, 64 - учебно-педагогической, 147 - подписных изданий, 55 - "Книга-почтой", 56 - нот и литературы по музыке.

Важное значение придавалось работе библиотечных коллекторов, которые комплектовали фонды общественных библиотек, однако в условиях дефицитного книжного рынка проблемы снабжения библиотечной сети издательской продукцией не были решены. Библиотеки испытывали острую потребность в самых необходимых изданиях. Как показало обследование, лучшие книги по всем отраслям знания, издававшиеся большими тиражами, отсутствовали во многих сельских, городских и районных библиотеках (соответственно более 80, 45 и 55 процентов). Еще хуже обстояло дело с художественной литературой. Многие библиотеки не располагали даже самым минимальным комплектом изданий классической литературы.

Улучшилась работа по книгообмену (в основном излишками товаров) между книготорговыми предприятиями. Первая после войны оптовая книжная ярмарка, в которой приняли участие 104 книготорга, была проведена в Фкиеве в 1962 г. С тех пор оптовые книжные ярмарки стали проводиться регулярно. Так, например, в ярмарке 1972 г. приняло участие четыреста книготоргующих предприятий и организаций СССР.


Таким образом, исторический опыт развития книги показал, что нельзя удовлетворить спрос путем увеличения тиражей сравнительно небольшого числа названий книжной продукции. Сужение ассортимента приводит к искусственному увеличению спроса на отдельные издания. Богатый ассортимент книг, имеющихся в продаже, дает возможность читателям приобретать книги, в большей степени проявляя свои индивидуальные предпочтения, что приводит к снижению тиражей отдельных названий.

maboga
Торгсин (торговля с иностранцами).
История
05 июля 1931 года согласно постановлению председателя Совнаркома Вячеслава Молотова в СССР открылась сеть специализированных торговых предприятий по обслуживанию иностранцев - сокращенно Торгсин, где за валюту, золото или драгоценности покупатель может приобретать дефицитные товары.
В новых магазинчиках продавали все, начиная с шуб и валенок и кончая крупами и сахаром.
Советская торговля.
Очереди за хлебом в магазин торгсина.
Уже с осени 1931 года Торгсины открыли двери и для простого населения, что вызвало огромный ажиотаж. Ведь там можно было приобрести то, что в другие магазины просто не завозили!
А Торгсины в свою очередь выполняли свою функцию: они помогали молодому государству получать средства для нужд индустриализации. Поэтому, завершив главные стройки пятилетки, Сталин тут же приказал закрыть "буржуазные" Торгсины, а вместо них остались редкие валютные магазины, куда рядовых граждан уже не пускали.
С 1 октября 1935 года была отменена карточная система, открылась свободная продажа продовольственных товаров, а несколько позже и товаров промышленных. Вскоре в этой же сфере произошло событие вроде бы не очень важное, но чрезвычайно характерное — 01 февраля 1936 года был упразднен Торгсин.
Тут необходимы пояснения;
Еще в начале НЭПа “пролетарское государство” разрешило гражданам сдавать драгоценности или иностранную валюту, а взамен получать особые чеки, по которым можно было купить на соответствующую сумму продовольствие или одежду в магазинах так называемого Торгового синдиката (Торгсина).
Уродливое это явление выпало из нашей истории, до сих пор ни одной научной работы нет. Зато отразилось в советской художественной литературе, вспомним хотя бы главу из “Мастера и Маргариты”, где кот Бегемот попадает в этот самый Торгсин, после чего там происходят умопомрачительные события.
Всю желчь обездоленного и “классово чуждого” русского человека той поры излил Михаил Булгаков в этой своей сатире! Устроители Торгсина предусмотрительно постановили, что сдаваемые к ним ценности вознаграждаются лишь по весу драгоценного металла или камней.
Вот и получалось, что золотой орден Екатерининских времен ценился как “зубное золото”, а серебряная римская монета как советский полтинник. Вроде бы странно, ведь учредители Торгсина были весьма опытны в купле-продаже ювелирных изделий. Нет, то было продумано четко и хладнокровно.
Какому-нибудь “лишенцу” не полагалось масла по карточкам, а оно позарез нужно было семье. Вот и отдавали драгоценности за бесценок. А куда они потом девались, пока не выяснено. В этой связи не стоит удивляться обилию русского антиквариата на современных западных аукционах.
maboga
За зеркальной дверью Торгсина
Советская торговля.
Меховой отдел магазина Торгсин..
...«Где брать валюту для индустриализации?» — в начале 1930-х гг. этот вопрос встал перед Сталинским руководством со всей остротой. Тогда и появился Торгсин, сначала как небольшая контора, обслуживавшая иностранных туристов. Но иностранцы мало интересовались ширпотребом и предпочитали покупать товары за совзнаки, скажем, в магазинах Мосторга. Стимулируя развитие торговли для интуристов, власти в мае 1931 г. разрешили продавать товары без проверки документов о происхождении валюты.
Ассортимент валютных магазинов стал расширяться за счет антиквариата «экспортного» и даже музейного значения. В процессе своей деятельности Торгсин добивался, чтобы иностранцам был разрешен беспрепятственный вывоз товаров, купленных в его магазинах. Единственным условием вывоза ценностей было наличие документов на провоз валюты.
Но, даже если таких документов не было, ценности можно было вывезти все равно — по разрешению Наркомфина. Иностранный туризм в СССР, однако, был развит слабо, доходы от него скудны. В деятельности Торгсина активизировались другие функции: шипчандлерство и экспорт антиквариата.
«Может быть, валюта и для пятилетки, но...» Шипчандлерство, или снабжение иностранных судов в советских портах, было организовано так, чтобы валюта «не утекала» на «черный рынок», а поступала в портовые Торгсины. По прибытии судна в советский порт на его борту появлялся представитель Торгсина — шипчандлер. Он рекламировал возможности Торгсина и договаривался с капитаном о «прикреплении» команды к определенному торгсиновскому магазину, ресторану или бару. Членам команды в обмен на валюту выдавались боны Торгсина. Оставшаяся валюта и совзнаки по требованию контрольного пункта ОГПУ/НКВД сдавались и хранились на судах под пломбой. Капитану иностранного судна Торгсин выплачивал премию в зависимости от общей суммы валюты, потраченной его командой в портовых магазинах. Таким образом, моряки не имели наличных денег и могли покупать товары только в портовых Торгсинах. Ассортимент же портовых Торгсинов включал дорогостоящие товары: меха, ткани, ковры. Обилие спиртных напитков (даже в интерклубах, вроде бы предназначенных для политагитации среди иностранцев) вело к спаиванию моряков. Простых же, жизненно необходимых продуктов и товаров в ассортименте портовых Торгсинов зачастую не было.
Морякам оставалось одно — покупать дефицитные товары в Торгсине, а затем перепродавать или обменивать их на «черном рынке». Между тем желанная цель достигалась — валюта шла в Торгсин. Идея добывать валюту любыми средствами была доведена до своего логического конца в деятельности некоторых портовых Торгсинов. Ретивыми директорами они были превращены в публичные дома: какая разница для индустриализации откуда идет валюта — от продажи картин Рокотова, зерна или женского тела?
maboga
Главное, чтобы спрос был
Советская торговля.
Всего фото в этом сете: 5. Нажмите для просмотра.

На фото:
Торгсин на Петровке. 1931 год. Москва.
Торгсин на Арбате.
Торгсин на Смоленской площади 1935 год.
Ленинградский Торгсин.
Продавцы сети магазинов Торгсин.

Вот, например, выдержка из письма иностранного матроса, видимо, коммуниста, по поводу Торгсина в Одессе:
«Я знаю, что главной функцией Торгсина является сбор валюты для выполнения пятилетнего плана. Вольность операций Торгсина дает, однако, впечатление первоклассного публичного дома в капиталистических странах. Когда шипчандлер первый раз пришел на наш пароход, он сказал морякам, что девочки в кафе ожидают их. Товарищи, я считаю, что это возмутительно. Может быть, валюта и для пятилетки, но это действует на рабочих города Одессы».
Автора письма особенно возмутило то обстоятельство, что моряк может пробыть в Торгсине от прихода парохода и до его ухода (отдавая валюту для пятилетки) и не узнать при этом о существовании пятилетнего плана, о социалистическом строительстве, о положении советских моряков, рабочих и т. д.
«В Торгсине нет в продаже ни одной открытки, ни одной карточки с изображением социалистического строительства,— возмущенно писал моряк,— хотя есть возможность популяризировать советскую индустриализацию и развитие рабочего государства».
В том же духе написано и письмо греческих моряков по поводу Торгсина в Херсоне.
Попытки использовать проституток для заманивания в Торгсины и «выкачки» валюты вызывали нарекания не только иностранных коммунистов и «членов революционных профсоюзов». Советские власти также боролись с этим «валютным экстремизмом» некоторых директоров портовых Торгсинов. Весной 1933 г. специальным предписанием при портовых магазинах Торгсина были ликвидированы всякого рода бары и увеселительные места. Их разрешалось открывать только в интерклубах.
Хотя продажа товаров в портах была более выгодна, чем продажа тех же товаров за границей по низким экспортным ценам, размеры шипчандлерства и, следовательно, доходы от него были невелики...

© 1995 г. Е. А. Осокина
Ирга4
После краха советской плановой экономики очень многие типовые фразы и выражения, которые были понятны каждому советскому человеку, постепенно вышли из оборота.  Предлагаю почитать и вспомнить славные советские времена и наиболее употребимые  термины  бытовой жизни СССР.

Краткий толковый словарь брежневского СССР (дополнение к вышеописанному).

Из под прилавка - термин, означающий, что покупатель мог купить у знакомого продавца какой-либо товар, которого не было в свободной продаже. Само собой, за это приходилось доплачивать.

Иконостас - обязательный стенд с портретами всех членов Политбюро ЦК КПСС, который висел при входе в каждом советском предприятии или учреждении. Портреты членов Политбюро были сильно ретушированы и омоложены.

Картошка - вид обязательной отработки осенью в сельском хозяйстве. Обычно на картошку посылали студентов начальных курсов в период уборочных кампаний, но могли послать работников от предприятия. Это мероприятие проходило под контролем комсомольских и партийных органов. Студент, который без уважительной причины отлынивал от поездки на картошку, мог быть исключён из ВКЛСМ и отчислен из института. С приходом к власти М.С. Горбачёва эти требования смягчились и отказ от картошки уже не вёл к таким суровым последствиям.

Конец месяца - последние несколько дней месяца. 1) Этот термин имел важное значение для потенциальных покупателей, так как постоянные покупатели (преимущественно женщины) знали, что в конце месяца в магазинах обычно выбрасывается дефицит, чтобы сделать план по выручке. В обычные дни чаще всего в магазинах продавался неликвид и люди редко ходили в магазины, зато в конце месяца в промтоварных магазинах выстраивались длиннющий очереди. 2) Этот термин имел и другое значение. Чаще всего товары, которые выпускались в конце месяца, были бракованными из-за штурмовщины. Поэтому нередко советские люди говорили: «товар бракованный, видимо в конце месяца делали».

Лезть без очереди - попытка купить товар вне очереди. Сопровождалось обычно скандалом и руганью. В пиковые моменты возникали драки.

Парторг - руководитель парторганизации любой советской организации. Его главной функцией было добиваться выполнения и перевыполнения плана любыми средствами.

Парторганизация - объединение всех коммунистов любого советского предприятия или учреждения.

Приписки - передача в вышестоящую руководящую организацию искажённых, завышенных отчётов о выполнении плана. Если предприятие или организация не выполняло план, то некоторые руководители приписывали недостающие показатели, поскольку без специальных инспекций чаще всего это перепроверить было невозможно. Постепенно почти все предприятия и организации СССР стали заниматься приписками, что сильно искажало реальную картину развития советской экономики. Кроме того приписками в политических целях занимались органы советской статистики, завышая реальные показатели развития советской экономики. В итоге к концу правления Л.И. Брежнева никто не мог точно сказать о реальном состоянии советской экономики. Приписки были реже в отраслях, подлежащих особому контролю (например, в области производства вооружений) и были совершенно обыденным явлением в малоконтролируемых областях (сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и т.п.)


Это сообщение отредактировал Ирга4 - 19-02-2011 - 21:10
Ирга4
Промтоварный - -- советский магазин, в котором продаются т.н. «промышленные товары»: одежда, бытовая электротехника и т.п. Обычно этот термин имел хождение в сравнительно небольших городах.

Прорабатывать - на общем собрании или собрании комсомольского или партийного актива воспитательная беседа (иногда просто ругать) провинившегося в чём-либо человека. Обычно провинности заключались в невыходе на овощебазу или субботник и т.п. Но иногда прорабатывали нерадивых работников или плохих учащихся.

Самопал - одежда, сшитая в подпольной мастерской, но выдаваемая за фирменную вещь (то есть имеющая соответствующие бирки и этикетки). Большинство «фирменной» одежды, которую у спекулянтов или фарцовщиков покупали советские люди, была самопалом. Иногда спекулянты предупреждали, что «фирменная вещь» на самом деле сшита где-нибудь в Армении или Польше, что влияло на стоимость.

Самоструй - тоже, что самопал.

Соцстрана - страна, которая по меркам СССР относилась к т.н. «лагерю социалистических стран». К соцстранам относились: ГДР, Польша, Румыния, Венгрия, Чехословакия, Болгария, Монголия, Куба, Вьетнам. Такие страны, как КНР, Югославия, Северная Корея или Албания формально тоже были социалистическими, однако официальная советская пропаганда избегала их так называть из-за плохих политических отношений с этими странами в связи с тем, что эти страны создавали свою версию социализма и не входили в орбиту влияния СССР.

Сунуть - дать взятку.

ФирмА (с ударением на последнем слоге) - одежда, выпущенная западной фирмой. ФирмА приобреталась у фарцовщиков.

Штурмовщина - интенсивная работа на советских предприятиях в конце отчётного периода с целью выполнить, а по возможности и перевыполнить план. По непонятной, не поддающейся никакому научному объяснению причине, многие советские предприятия в начале и середине месяца работали не на полных оборотах, а иногда попросту простаивали по нескольку часов каждую смену. Это приводило к невыполнению плана. Однако для того, чтобы всё же выполнить план, администрация предприятий в конце отчётного периода предпринимала экстренные меры, как, например, работа сверх нормы или работа с повышенной интенсивностью. В результате чаще всего выпускаемая в этот период продукция (и в обычное время подчас довольно некачественная), была просто браком. Однако никого это не волновало, поскольку предприятию было важно отчитаться в факте выпуска запланированной продукции, а не в её качестве.

Экспорт - советская продукция, продаваемая за рубежом. Чаще всего на экспорт шла продукция тяжёлого машиностроения или сырьё (нефть, газ). Однако некоторые виды советской продукции народного потребления также шли на экспорт. Например, машина «Жигули», которая шла на экспорт, называлась «Lada» и была повышенной комфортности по сравнению с «Жигулями», предназначенными для внутреннего рынка. Иногда экспортная продукция попадала в свободную продажу, например, экспортное исполнение водки, которая, как было известно потребителю, была гораздо лучшего качества, чем водка простая, не экспортная.

Не смогла удержаться , что бы не поделиться с вами.... 00005.gif

Это сообщение отредактировал Ирга4 - 19-02-2011 - 21:15
Ирга4
Вообще в 1960-е гг. участились различные ярмарки и выставки с участием западных фирм. Западные товары, проникавшие в страну таким образом, конечно же, не поступали в широкую продажу, а распределялись среди людей, близких к кругам, ведавшим внешней торговлей. Появились закрытые магазины-распределители, например, знаменитая 100-я секция ГУМа – там по специальным талонам среди высокопоставленных людей и членов их семей «распределялись» западные товары, в основном, финские и австрийские. Вещи тогда ценились не по их дизайну или авторству, а исключительно по их происхождению – если про вещь говорилось «югославская», «итальянская» и т.п., это автоматически означало «шикарная».
Существовали в универмагах и закрытые отделы-распределители. Там обслуживалась элита города. Но и они понятия не имели о брендах, дизайнерах. Достаточно было того, что вещь «финская», «югославская», «итальянская» - это автоматически означало - шикарная. Продовольственные наборы те же «особые» люди получали в Елисеевском. Проднаборами из колбасы твердого копчения, коробки конфет «ассорти» и баночки шпрот к Новому году старались обеспечить своих сотрудников и столы заказов крупных предприятий.

Это сообщение отредактировал Ирга4 - 19-02-2011 - 21:19
maboga
QUOTE (Ирга4 @ 19.02.2011 - время: 18:55)
... например, знаменитая 100-я секция ГУМа – там по специальным талонам среди высокопоставленных людей и членов их семей «распределялись» западные товары, в основном, финские и австрийские.

ГУМэто единственный магазин, который можно смело назвать одним из символов Москвы. И дело не только в его ценности как памятника архитектуры. Хотя, безусловно, архитектурный ансамбль Красной площади не смотрелся бы столь органично без ГУМа.
В течение столетия он был символом московской торговли. Именно в Верхних торговых рядах, нынешнем Торговом доме «ГУМ», в конце XIX века впервые в России началась «цивилизованная» торговля: появились ценники на товарах (что отменяло устный торг), а также книга жалоб и предложений. В то же время ГУМ из торговых рядов превращается в развлекательный центр – сюда начинают приходить не только за покупками, здесь проводят свободное время, посещают кафе и рестораны.
В течение сорока лет (после открытия в 1953 году ГУМа для покупателей) он был символом московского богатства и изобилия. Именно в ГУМ приезжали люди из всех советских республик, чтобы купить то, что было только в привилегированном ГУМе, например в знаменитой «закрытой» секции № 100 или в других секциях, в которые время от времени «выбрасывали» дефицитный товар.
Ирина№1
QUOTE (maboga @ 18.02.2011 - время: 16:01)
А ещё были "Берёзки", где отоваривались только иностранцы или те, кто имел СКВ.
Что интересно - на дверях висела табличка, на которой крупными русскими буквами было написано: "Только за иностранную валюту!"

В эти " Березки" я не попала увы...
maboga
Украина.
Подобрал вот материальчик по Украине.
Забытые места киевской торговли
Наша история. Места, куда ехали со всей Украины за дефицитными чайниками, обувью и сладостями, практически исчезли. Киевляне сожалеют о них, как о потерянном историческом наследии, как о забытом детстве. Потеснившие их бутики вряд ли будут вызывать такую же ностальгию
Вместе со старыми зданиями и киевлянами-старожилами уходят в небытие и любимые многими культовые и знаковые для столицы магазины.
Их судьба предопределена месторасположением — почти все уникальные еще пару десятков лет назад крупные заведения торговли находились в центре столицы. Потому их и потеснили бутики и крупные магазины косметики. Киевляне смотрят на это с сожалением и закрытие очередного популярного некогда магазина воспринимают как личную утрату.
Рай для сладкоежек.
Из последнего переживания — самый сладкий и ароматный магазин "Украинские ласощи". Он открылся в 1960 году. Ассортимент сладостей всегда радовал глаз и желудок. Десятки видов свежайших конфет и невиданных больше нигде печенек, плитки раритетного шоколада — даже во времена, когда в других магазинах было шаром покати, здесь можно было скупиться весьма прилично. В магазин на улице Хмельницкого, 12 съезжались покупатели из разных городов. Почти за полвека работы его слава разнеслась далеко за пределы столицы. Именно в этом магазине лет 30 назад продавался "Вечерний Киев" из сои, в других не было и такого. Покупатели толпились до дня его закрытия. Киевляне тяжело пережили утрату любимых сладостей, некоторые прохожие теперь презрительным взглядом окидывают новоиспеченные витрины уже другого магазина.
От мыла, до золота.
Хозяйственный магазин "Киянка" — как много в этом звуке... На улицу Мечникова, 9, ехали за товарами для ремонта. Долгое время у магазина не было конкурентов на хозяйственном поприще. Даже когда магазин закрыли на ремонт, с другой стороны была открыта дверь в комнату сторожа, там распродавали лежавшийся товар. В ноябре прошлого года открыли обновленную "Киянку нову". Внутренняя планировка торгового центра сформирована в виде лабиринта, состоящего из 33 магазинов, и торгуют там... мебелью.
Дом тканей на Крещатике был открыт в 60-х годах. Выбор мог бы впечатлить даже самого разбалованного покупателя. А в 70—80-х ассортимент из нескольких сотен тканей был просто-таки невиданной роскошью. До сих пор некоторые приезжие интересуются, куда перенесли магазин. Но его попросту закрыли. Ассортимент "раскидали" по торговым центрам.
Ювелирный "Каштан" на углу Крещатика и бульвара Шевченко киевляне помнят еще с 70-х годов. "Выбор был отличный, мы с мужем и многие наши знакомые обручальные кольца специально только туда ездили покупать", — вспомнила киевлянка Татьяна. Кому было не по карману покупать золото и бриллианты, приходили просто посмотреть. Позже в "Каштане" стали продаваться известные марки часов. В прошлом году магазин переделали в банк.
maboga
Исчезнувшие знаменитые гастрономы:
• Улица Владимирская, 40 (гастроном "Георгиевский")
• На углу ул. Большой Житомирской и Владимирской
• На углу ул. Большой Житомирской и Львовской площади
• На углу ул. Лысенко и Богдана Хмельницкого
• На углу ул. Красноармейской и Саксаганского
• На углу ул. Жилянской и Красноармейской
Испарившиеся центровые спецмагазины
• "Ноты" на Крещатике, 24
• "Мыстецтво" на Крещатике, 24
• "Книжный мир" на Дмитриевской, 2
• "Медицинская книга" на площади Льва Толстого
• "Диетические продукты" на Крещатике, 10
• "Кулинария" на Крещатике, 7
• "Молоко" на Крещатике, 46
• "Овощи и фрукты" на Крещатике, 50
• "Детское питание" на углу Пушкинской и Прорезной
Потерянная, но не уничтоженная.
Некоторые популярные раньше магазины остались, но настолько изменились, что их не узнать. Универмаг "Украина" построен в 1967 году. Быстро завоевал популярность, в основном за счет удобного месторасположения. Он недалеко от железнодорожного вокзала, это первый большой магазин, который видят приезжие и куда успевают заскочить перед отъездом. В годы перестройки в "Украине" был небольшой ассортимент товаров, но хорошую посуду, елочные игрушки и канцтовары завозили исправно. Также можно было урвать что-то дефицитное. В 2003 универмаг "переродился". Некоторые недовольны изменением любимого магазина. "Раньше ходили за покупками, а теперь разве что на экскурсию. Все там дорого, не то, что раньше было...", — вспоминает киевлянка Ирина Остапенко. Молодежь старую "Украину" помнит смутно, в нынешнюю бегает больше кино посмотреть, чем купить что-то. "Там хорошо только во время распродаж, — говорит студентка Саша. — да и то, места надо знать".
Фарфоровая мода и дефицитный хрусталь.
"Фарфор-фаянс" на Крещатике, 34, всегда был излюбленным женским магазином. Киевлянки и гостьи города выстраивались в очереди за сервизом "Мадонна", аналогичный которому якобы стоял еще на обеденном столе царицы Екатерины. В прошлом году столица лишилась долгожителя торговли, и нынче на месте "Фарфора-фаянса" магазин для светских львиц, который по заоблачным ценам предлагает модные бренды. Но до сих пор можно случайно наткнуться на рекламу отжившего магазина в интернете или старых журналах, что в магазине "Фарфор-фаянс" предлагается достойный выбор посуды для настоящих мужских напитков — оригинальные пивные керамические кружки. Даже когда выбор посуды стал доступен во многих магазинах, фарфоровый долгожитель на Крещатике не потерял своих покупателей. Часто оригинальные чашки или сервизы можно было купить лишь там. Многие заходили в магазин на экскурсию — полюбоваться на красивую посуду и присмотреться к новинкам.
За подарками
Еще один посудный магазин — "Хрусталь" долгие годы находился на углу Горького и Толстого. Здесь киевляне приобретали (чаще всего на подарок) различные изделия из стекла и благородного дефицитного хрусталя, начиная от ваз и заканчивая маленькими разноцветными игрушками. У многих детей были коллекции из таких симпатяжек. Завозились они раз в несколько месяцев, и ребятня исправно тянула родителей за покупками. Теперь в помещении расположился магазин косметики. Молодые продавщицы даже не знают, какой магазин был здесь раньше...
Знатным подарочным центром торговли были "Сувениры" на Красноармейской, 20. Сейчас вместо него магазин одежды. Продавщицы рассказали, что "Сувениры" переехали на улицу Пушкинскую пять лет назад. Многие хранят дома мелочь из него: странные фигурки казачков, наборы иголок, кувшины, бижутерию и даже одежду. Вышитые блузки в "Сувенирах" продавались в полном ассортименте. Все заворачивалось в подарочную бумагу. Упаковка отличалась от обычной большей плотностью.
maboga
Последние из Могикан - пока ещё держатся.
Среди любимых многими магазинов остались и те, к которым не добралась рука перестройки. Попытки ликвидации уже были.
ЦУМ - один из немногих магазинов столицы, вид, которого наиболее приближен к изначально построенному. Его открыли в 1935 году. Проектировали ЦУМ московские архитекторы Фридман и Мецоян из мастерской Алексея Щусева (его творение — Мавзолей Ленина). Тогдашний супермаркет был рассчитан на 50 тысяч покупателей. Именно этот магазин первым в Киеве и Украине обзавелся эскалаторами в 1960 году.
Сейчас ЦУМ больше популярен среди приезжих, хотя и киевляне захаживают. О надстройке здесь нескольких этажей поговаривают давно, но пока к делу не перешли.
"Сказку" - магазин игрушек на Красноармейской, 54, — открыли в 1969-м. В советские времена в нем был шикарный ассортимент. Особой популярностью пользовались механические роботы и луноходы. Когда-то в магазине были целые стенды кукол Маш и Кать. В 79-м "Сказку" расписали народная художница Марфа Тимченко и ее муж Иван Скицюк. В 2000 году вывеска магазина изменилась на "Новая сказка". Еще через два года магазин реконструировали. Потребность в жар-птицах и сказочных цветах, которыми были расписаны стены, отпала. Все внимание покупателей должно концентрироваться на ярких игрушках. Сейчас там продается около 10 тыс. игрушек для детей. Однако, взрослые киевляне с ностальгией вспоминают 3-х рублевых пупсов и пластмассовые самосвалы. Нынче купить там игрушку может не каждый.
Дом мебели на бульваре Дружбы Народов, 23, начал работать в 1984 году. Его специфическая архитектура разделила киевлян на два фронта: "за" и "против". В прошлом году его хотели снести. Но пока обошлось. В магазине давно продается не только мебель. С торца здания расположился автосалон.
Некоторые всеми любимые магазинчики остались в подвешенном состоянии — вроде бы их и не уничтожили, но останутся ли они такими, как были — вопрос.
Старшее поколение еще помнит, как перед торжественным событием отоваривались в салоне для молодоженов "Юность", что на проспекте Победы, 3. Во времена Союза только в этом магазине можно было купить приличную свадебную одежду. Отоваривались по спецталонам. Некоторые даже специально несли документы в загс, чтобы получить вожделенные талончики и купить приличные рубашки и обувь, а жениться не шли.
Этим летом "Юность" закрыли на ремонт. До этого его внутренне "убранство" не менялось в течении 30 лет. Каким откроется магазин — его хозяева не говорят. Не исключают, что будет если и свадебным, то скорее похожим на бутик.
То же самое произошло и со всеми любимым Центральным гастрономом, что на Крещатике, 40. Недавно столичные депутаты разрешили инвестору надстроить пару этажей. До сегодняшнего дня он был трехэтажным. Остается загадкой, будут ли там продавать продукты. Ведь в последние несколько лет от этого магазинчика понемножку отщипывали кусочки под различные новомодные салоны.
Ирина№1
У нас в Ташкенте, тоже многие магазины остались с тех времен.
И Торговый центр "Чиланзар" и ЦУМ и Спорттовары и 1000 мелочей!

Нет только Универсамов и Универмагов.Сейчас сплошные Супер и Гипер маркеты.....

Это сообщение отредактировал Ирина№1 - 20-02-2011 - 12:58
Ирга4
Продажа сока.
"Берёзовый " и "Томатный" были самыми любимыми соками.... 00026.gif

Хостинг фотографий
Советская торговля.
maboga
В Москве, на ряду с зоомагазинами, процветал ещё и так называемый "Птичий рынок" (он конечно есть и сейчас, только уже у чёрта на куличках). Раньше же он гремел, если не на весь мир, то уж точно на всю Европу.
Советская торговля.
Всего фото в этом сете: 2. Нажмите для просмотра.

На фото изображено место, которого, к большому сожалению уже нет 00047.gif , благодаря Лужкову 00069.gif . Москвичи, да и гости столицы помнят это место - это Малый Калитниковский пер., в простонародьи "Птичка", "Птичий рынок". Сюда приезжали не только из Москвы и ближнего Подмосковья, но и иностранцы любили пройтись, дивясь экзотике...
Итак, это "рыбий ряд", это там, где продавали аквариумных рыбок. На второй же фотокарточке запечатлены продавцы живого корма.




Это сообщение отредактировал maboga - 21-02-2011 - 14:45
maboga
История Птичьего рынка
Советская торговля.
Официально Птичий рынок никогда не был «Птичьим». Большую часть своей более чем вековой истории он был Калитниковским. Впрочем и возник он неофициально. В конце девятнадцатого века Таганка была окраиной Москвы и на эту окраину приезжали крестьяне из окрестных деревень продавать свою продукцию (в том числе и домашнюю птицу) проживающим неподалеку фабричным рабочим.
Во время НЭПа Москва стремительно расширялась и Птичий рынок оказался внутри города. Однако традиция была очень сильна и жители села по-прежнему продолжали возить на него живую птицу и мелкую скотину. После сворачивания НЭПа частная продажа животных на рынке который так и не получил окончательного официального статуса вызывала периодические приступы раздражения властей, но Птичьему рынку везло. Всегда находились какие-то более важные дела и единственный специализированный рынок Москвы, торгующий животными вплоть до конца двадцатого века продолжал функционировать. Хотя сам Птичий рынок оставался на месте с каждым десятилетием он оказывался все дальше и дальше от пригородов и окрестных деревень. Существенно поменялся и «товар». Гуси и куры были практически полностью вытеснены декоративными птицами: попугаями и канарейками, «рабочие» собаки и кошки – породистыми.

С конца восьмидесятых годов двадцатого века Птичий рынок был обречен. Земля почти в центре Москвы на которой он стоял стала «золотой» и в начале 2001 года рынок, был закрыт. Торговля животными переехала на МКАД в рынок «Садовод» который также неофициально перенял и название Птичий рынок.



Ирина№1
QUOTE (Ирга4 @ 21.02.2011 - время: 10:40)
Продажа сока.
"Берёзовый " и "Томатный" были самыми любимыми соками.... 00026.gif


У нас еще популярным соком был виноградный!

Ох.....березовый! 00026.gif ностальгия.....
Keyjkbrfz
Пару лет назад был случай дома: пришла знакомая в гости, как обычно приглашаю попить чаек, а сын говорит, что чай пить не с чем - конфет шоколадных нет, только карамель сливочная, да и печенюшки не такие как он любит. Зацепило меня это. Я ему рассказала, что был такой период, когда все было по талонам так он был в шоке, никак не мог понять как такое могло быть. Зато с тех пор не возмущается что конфетки не те, какие он больше любит.

Это сообщение отредактировал Keyjkbrfz - 22-02-2011 - 08:36
maboga
QUOTE (Keyjkbrfz @ 22.02.2011 - время: 07:35)
…Зацепило меня это. Я ему рассказала, что был такой период, когда все было по талонам так он был в шоке, никак не мог понять как такое могло быть.

Да, даже и вспоминать не хочется! 00045.gif
Правда вины самой торговли здесь, особо-то и нет. Но всё равно, конечно – ужас! 00056.gif
Действительно же было такое время (уже на закате советской власти), когда в магазинах – "хоть шаром покати".
А вот и наличие талонов на руках, тоже ещё ничего не гарантировало, так как их надо было суметь отоварить. О чём и говорят фотографии. Эти талоны остались, скорее всего потому, что их просто не смогли "отоварить", т.е. не досталось этих предметов и по талонам. 00047.gif
Советская торговля.
Всего фото в этом сете: 5. Нажмите для просмотра.

На фото:
1. талоны на различные товары. Ленинград
2. талоны на маргаринную продукцию и др.
3. талоны на водку, Москва
4. карта талонов на табачные изделия для Москвы начала 1990-х гг.
талоны на хозяйственное, туалетное мыло и чай, Ленинград, 1990 год
Ирга4
Удостоверение Отличника советской торговли СССР. К удостоверению - значок.


Хостинг фото
Советская торговля.
Всего фото в этом сете: 4. Нажмите для просмотра.
Ирга4
Почётная грамота Главсевероторга Министерства торговли РСФСР

Почётная грамота Главунивермаг Министерства торговли СССР. Выдана Ижевским универмагом в 1950-м году.

Почётная грамота Главособунивермаг


Хостинг фото
Советская торговля.
Всего фото в этом сете: 3. Нажмите для просмотра.
Ирга4
Санитарные правила для торговли пищевыми продуктами в мелкорозничных предприятиях
от 06.05.1954



МИНИСТЕРСТВО ТОРГОВЛИ СССР

УТВЕРЖДЕНЫ

Главной государственной санитарной инспекцией СССР

6 мая 1954 года N 158-54



Санитарные правила для торговли пищевыми продуктами в мелкорозничных предприятиях.
от 6 мая 1954 г. N 158-54


Согласованы с Министерством торговли СССР 27 апреля 1954 г.

Настоящие Санитарные правила распространяются на стационарную и передвижную мелкорозничную сеть, в которой производится торговля пищевыми продуктами.

I. Общие положения1. Выбор места для размещения стационарных палаток, киосков, автофургонов и других мелкорозничных торговых предприятий, а также баз для хранения пищевых продуктов, тележек и лотков производится по согласованию с местными органами санитарного надзора.

2. Стационарные продовольственные палатки, киоски, автофургоны и другие мелкорозничные торговые предприятия по торговле пищевыми продуктами должны располагаться от предприятий, могущих быть источником инфицирования и загрязнения воздуха и почвы, на расстоянии в соответствии с "Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий" НСП 101-51, от канализованных уборных, мусорных ящиков на расстоянии не менее 25 м, а от неканализованных уборных, выгребных ям не менее чем на 50 м.

3. Строительство палаток, киосков, автофургонов и других мелкорозничных торговых предприятий должно производиться по типовым проектам, согласованным с Главой госсанинспекцией Министерства здравоохранения СССР, или по индивидуальным проектам, согласованным с местными органами санитарно-противоэпидемической службы.

II. Требования к торговле из стационарной торговой сети

4. Из палаток и автофургонов может производиться специализированная или смешанная торговля, из киосков-только специализированная торговля пищевыми продуктами.

5. Из палаток, автофургонов и другой мелкорозничной торговой сети в теплое время года запрещается продажа следующих особо скоропортящихся пищевых продуктов: колбас вареных и с добавлением субпродуктов, колбас ливерных, зельцев, студня, заливного, мясных и рыбных котлет (полуфабриков), пирожных, тортов с заварным кремом, паштетов.

6. Торговля скоропортящимися пищевыми продуктами из палаток, автофургонов и другой мелкорозничной торговой сети при отсутствии холода запрещается. Примечание. Под холодом подразумевается источник холода, обеспечивающий хранение продуктов при температуре не выше 8 С (ванна со льдом, зеротор, холодильный шкаф, а также естественный холод в холодное время года).

7. Палатки, киоски и автофургоны должны быть закрыты или застеклены со всех сторон, с устройством окон для отпуска продуктов. Исключение допускается для плодоовощных палаток, у которых одна сторона может быть открытой.

8. Внутренние стены, потолки и пол должны быть гладкими, без щелей. Потолки, стены и оборудование должны быть покрашены масляной краской светлого тона. Оклейка стен и потолков обоями или бумагой запрещается.

9. Палатки, киоски и автофургоны должны быть оборудованы прилавками, покрытыми линолеумом, мрамором или другим водонепроницаемым, легко подвергающимся очистке материалом.

10. Для хранения верхней и санитарной одежды, а также головных уборов продавцов должен быть шкафчик с двумя отделениями или открытая вешалка (крючки), причем одежда должна завешана чистой марлевой или полотняной занавеской.

11. Каждый объект должен быть обеспечен умывальником, мылом, щеткой и чистым полотенцем.

12. Для сбора зачисток, мусора и смета должно быть ведро с крышкой.

13. Хранение тары, уборочного инвентаря и других посторонних предметов около торговых предприятий не разрешается.

14. В палатках и киосках запрещается: а) хранить пищевые продукты на полу в открытой таре; б) перекладывать или переливать продукты из тары покупателя обратно в тару палатки или киоска; в) хранить посторонние, не относящиеся к торговле предметы; г) ночлег продавцов и других лиц; д) доступ в палатки и киоски посторонних лиц, не имеющих отношения к торговле на данном предприятии.

III. Требования к торговле в передвижной торговой сети

15. К продаже вразнос и вразвоз допускаются следующие продукты: а) бублики, сдоба и другие мелкие штучные хлебобулочные изделия, пирожки, пончики и бутерброды; б) пряники, конфеты, шоколад и другие кондитерские изделия-штучные в обертке или фабричной упаковке (в пачках, коробках, банках, целлофане), восточные сладости, витаминизированные кондитерские изделия-в коробках; в) фрукты,ягоды,цитрусовые (апельсины, мандарины, лимоны); г) пиво, прохладительные напитки и минеральные воды; д) горячие сосиски, сардельки, котлеты (с мармитных тележек и термосных лотков-в холодное время года); е) мелкорасфасованное мороженое.

Примечания.

1. Бутерброды с вареной и ливерной колбасой, паштетом к реализации не допускаются.

2. Срок реализации пирожков жареных и печеных с мясом, рыбой или субпродуктами (кулебяки, расстегаи) с момента изготовления продукции не должен превышать 12 ч.

В соответствии с санитарными правилами "Условия, сроки хранения и реализации особо скоропортящихся продуктов", утвержденными заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 27 июня 1974 г. N 1164-74 (приложение к циркулярному письму Министерства торговли СССР от 3 октября 1974 г. N 0191-75) срок реализации пирожков жареных, печеных, кулебяк, расстегаев (с мясом, рыбой, субпродуктами) должен быть при температуре не выше +20 С не более 6 ч, при температуре 4-8 С-не более 24 ч. 16. По согласованию местных органов торговли с органами санитарного надзора ассортимент продовольственных товаров, продаваемых вразвоз и вразнос, может быть расширен в зависимости от местных условий.

17. Допускаемые для передвижной торговли лотки закрытого типа, корзины, контейнеры ставить непосредственно на мостовую, землю или тротуар запрещается.

18. Торговля из ящиков, мешков, картонных коробок или другой случайной тары запрещается.

19. Хранение лотков, контейнеров и корзин с продуктами или без продуктов на дому запрещается.
Ирга4
Санитарные правила для торговли пищевыми продуктами в мелкорозничных предприятиях
от 06.05.1954
(продолжение )


IV. Требования к торговле безалкогольными напитками и пивом

20. Палатки и киоски, торгующие водой, фруктово-ягодными напитками, квасом, сиропом, морсом и пивом, должны быть подсоединены к водопроводу и канализации в тех районах, где таковые имеются.

21. В палатках и киосках, находящихся в районах, не имеющих водопровода, должны быть металлические баки емкостью 15 л, наполненные доброкачественной питьевой водой и расположенные на высоте не менее 1,5 м от прилавка для надлежащего напора воды.

22. Забор воды для сатураторных тележек должен производиться только от питьевого водопровода в отведенных для этого местах. Забор воды из уличных поливочных кранов и других пунктов, не отведенных для этой цели, запрещается. Для забора воды должны быть сделаны на трубопроводе у места забора специальные отростки высотой не менее 0,75 м от земли. Отверстия отростков должны закрываться металлической пробкой на резьбе. Шланг для забора воды должен храниться в отдельном ящике тележки. В местах, где это можно, шприцы тележек должны присоединяться к водопроводу на все время работы тележки.

23. Для мытья кружек и стаканов должен быть установлен шприц двойного действия, обмывающий стакан и кружки как внутри, так и снаружи.

24. Мытье посуды для питья в ведрах, тазах и тому подобных сосудах, а также пользование водой, бывшей в употреблении, для мытья посуды запрещается. Нажимные шприцы, работающие на принципе возврата отработанной промывной водой, использовать запрещается.

25. Вода от промывки стаканов и кружек в зависимости от местных условий должна выпускаться в канализацию, в водосток или собираться в предназначенное для этого специальное ведро. Спуск промывных вод под палатку и сбор их в отделении для сатуратора в тележках категорически запрещается.

26. Вымытые стаканы и кружки должны храниться на специальных подносах или тарелках опрокинутыми вверх дном. Непосредственно перед наполнением стаканы и кружки должны вторично обмываться.

27. При продаже газированной воды с сиропом последний должен находиться в градуированном стеклянном цилиндре с крышкой и краном внизу или в кувшине с крышкой. На сосудах должна быть этикетка с указанием наименования сиропа и его состава. При отмеривании сиропов запрещается металлический мерник (дозатор) опускать в кувшин с сиропом.

28. Перед отпуском напитков и вод в бутылочной таре продавец обязан просмотреть их на свет. В случае обнаружения мути, осадка, инородных предметов, а также неплотной укупорки отпуск напитка потребителю запрещается.

29. Не допускается охлаждение безалкогольных напитков путем погружения в них льда.

30. Резервуары, шприцы, цилиндры, змеевики, тележки ежедневно после окончания торговли должны подвергаться тщательной очистке и мытью, а сатураторы освобождаться от оставшейся воды.

31. Каждый сатуратор должен иметь паспорт, выданный предприятием, его изготовившим. В паспорте указываются результат испытания на давление, дата последнего лужения и номер анализа полуды. Лужение сатуратора должно производиться регулярно по мере изнашивания полуды, но не реже одного раза в год. Олово должно отвечать требованиям действующего ГОСТа и содержать не более 1% свинца. Во вновь полуженном сатураторе, после лужения, перед его эксплуатацией необходимо качество полуды проверить путем лабораторного исследования. В случае замены полуды внутренним покрытием в паспорте должен быть указан состав покрытия, номер и дата разрешения санитарного надзора. Разрешение на право использования сатуратора должно быть выдано санэпидемстанцией.

32. При продаже напитков запрещается: а) продавать напитки из открытой тары; б) оставлять в сатураторе воду до следующего дня; в) продавать напитки на сахарине, кроме напитков для диабетиков. 5. Требования к торговле мороженым

33. Из контейнеров, с изотермических тележек и лотков мороженое, как правило, должно продаваться в фабричной фасовке.

34. Мороженое в вафлях, вафельных трубочках, рожках, конусах, вафельных стаканчиках должно отпускаться потребителю завернутым в бумагу или бумажные салфетки, а также в бумажных стаканчиках или коробочках.

35. Дробление фасованного мороженого на более мелкие части запрещается.

36. Развесное мороженое может продаваться только из специализированных киосков или с изотермических тележек.

37. В городах, где имеется достаточная мощность предприятий для выпуска фасованного мороженого, уличная торговля нерасфасованным мороженым запрещается.

38. Гильзы с развесным мороженым должны отпускаться с производства в торговую сеть в запломбированном виде и охлажденными; гильзы деформированные, покрытые ржавчиной не должны приниматься в торговую сеть.

39. Отпуск развесного мороженого должен производиться в вафельных, бумажных стаканчиках с деревянными или картонными ложечками. бумажные стаканчики и деревянные и картонные ложечки должны быть получены стерилизованными с производства и храниться в торговой сети в той упаковке, в которой подвергались стерилизации. С согласия местных органов санитарного надзора допускается отпуск мороженого по объему в вафлях мерками, проверенными и заклейменными в установленном порядке. Формочка для мороженого в вафлях должна систематически промываться в чистой воде.

40. Повторное использование бумажных стаканчиков, деревянных и картонных ложечек запрещается.

41. Мороженое, не реализованное в течение дня, должно возвращаться на базу и храниться в замороженном состоянии.

42. Выпуск в продажу мороженого, растаявшего и вторично замороженного, запрещается.

43. Инвентарь для отпуска развесного мороженого необходимо после работы промывать горячей водой с содой и хранить его в специальном шкафчике. Перед началом работы инвентарь следует ополаскивать горячей водой.

6. Требования к торговле молоком и молочными продуктами

44. Молоко и молочные продукты (творог, сметана, кефир и другие молочнокислые продукты) должны продаваться только из палаток, обеспеченных холодом.

45. Срок реализации молока бутылочного, фляжного, шоколадного, сливочного напитка, сливок не должен превышать 12 ч при наличии холода. Срок реализации творога, простокваши, кефира, ацидофилина, сырков творожных всех видов устанавливается не более 24 ч при наличии холода. Срок реализации творожной массы и сметаны должен быть не более 36 ч при температуре хранения этих продуктов не выше 6 С.

Санитарными правилами "Условия, сроки хранения и реализации особо скоропортящихся продуктов" утвержденными заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 27 июня 1974 г. N 1164-74 (приложение к циркулярному письму Министерства торговли СССР от 3 октября 1974 г. N 0191-75), установлены следующие сроки хранения и реализации молока и молочных продуктов.

46. Продажа молока и молочных продуктов из палаток при отсутствии холода запрещается.

47. Фляги с молоком должны поступать охлажденными и в запломбированном виде. Снятие пломб и вскрытие фляг производится по мере продажи молока.

48. Молочные продукты должны находиться в чистой таре (стеклянной, алюминиевой или металлической луженой) и иметь плотно прикрывающиеся крышки.

49. Перед отпуском покупателю молоко тщательно размешивается мутовкой и отпускается при помощи мерника с длинными ручками, причем молоко нужно зачерпывать со дна фляги.

------------------------------------------------------------------

¦ Сроки хранения и Наименование продуктов ¦ реализации при ¦ температуре 4-8 С, ¦ не более --------------------------------------------+--------------------- Молоко, выпускаемое в цистернах, флягах и ¦ расфасованное в бутылки (с наполнителем и ¦ без наполнителя), сливки и сливочные напитки¦ 20 ч Простокваша, кефир, ацидофилин, другие кис- ¦ ломолочные продукты, напитки из молока и ¦ пахты.......................................¦ 24 ч Творог: жирный, обезжиренный, мягкий, дие- ¦ тический;творожная масса, сырки творожные; ¦ пасты из творога: детская, белковвая, ¦ "Здоровье"..................................¦ 36 ч ¦ ¦

50. Инвентарь необходимо ежедневно после работы промывать горячей водой с содой и хранить его в специальном шкафчике. Перед началом работы инвентарь следует ополаскивать горячей водой.

51. В палатках для продажи молока и молочных продуктов должны быть: а) холодильный шкаф, ванна со льдом или другой источник холода, обеспечивающий хранение молока и молочных продуктов при температуре не выше 6-8 С тепла; б) подсобное помещение, оборудованное моечной ванной, необходимой для мытья торгового инвентаря, и шкафчик для его хранения; в) место для хранения освободившейся тары.

7. Требования к торговле ягодами, фруктами и овощами

52. При совместной торговле овощами и фруктами последние располагаются обособленно и для взвешивания их выделяются отдельные весы.

53. Освежение зелени должно производиться доброкачественной питьевой водой при помощи чистой лейки или другого пригодного для этой цели чистого инвентаря.

54. Продажа испорченных или загнивших овощей и зелени, а также гнилых фруктов и ягод запрещается.

55. Тара с овощами и фруктами должна укладываться на полках или стеллажах. Для предохранения от загрязнения и мух открытые корзины и решета с ягодами прикрывают сверху легкой редкой тканью (марлей и т.п.).

56. Арбузы, дыни, картофель, капуста кочанная могут храниться навалом при условии выделения площади, отгороженной деревянным барьером. Внутри площадки арбузы, дыни, кочанную капусту следует класть на стеллажах, брезент или рогожу. Торговлю плодоовощными переработанными продуктами (квашеными, солеными, мочеными и маринованными) разрешается производить только в закрытых палатках и киосках. Отпуск плодоовощных переработанных продуктов должен производиться в чистую тару потребителя специальным инвентарем (ложками, вилками, щипцами, лопатками). Квашеная капуста должна храниться под рассолом.

8. Требования к базам хранения пищевых продуктов, инвентаря и тележек

57. База, предназначенная для хранения пищевых продуктов, инвентаря и стоянки тележек, должна иметь следующие помещения: а) для хранения пищевых продуктов: охлаждаемые и неохлаждаемые; б) для стоянки тележек-из расчета 3 кв.м на одну тележку; в) раздельные для хранения лотков, баллонов с газом и тары; хозяйственную кладовую; г) моечную для инвентаря; д) бытовые раздевалку, оборудованную индивидуальными шкафами для хранения верхней и санитарной одежды персонала; комнату отдыха и приема пищи персонала; уборную и умывальник.

58. Все помещения базы должны иметь плотные стены, потолки и полы. Стены должны быть окрашены клеевой, масляной краской светлых тонов или облицованы метлахской плиткой на высоту 1,6-1,8 м. Полы должны иметь удобную для очистки поверхности.

59. Все складские помещения базы должны быть обеспечены достаточной вентиляцией-искусственной или естественной.

60. Неохлаждаемые помещения базы должны иметь достаточное естественное или искусственное освещение, позволяющее производить осмотр, разбор и сортировку продуктов в местах, отведенных для этой цели.

61. Для сортировки и необходимой обработки поступающих продуктов, а также для временной изоляции подозрительных по качеству пищевых продуктов должны быть предусмотрены специальные места, изолированные от мест хранения доброкачественных пищевых продуктов.

62. Для мытья и дезинфекции оборудования, инвентаря должны быть выделены помещения с соответствующим приспособлением для подогрева воды. Полы в моечной должны быть водонепроницаемыми и иметь уклоны не менее 0,015.

63. Помещения баз должны быть подсоединены к водопроводу и канализации. При отсутствии водопровода необходимые помещения базы должны обеспечиваться доброкачественной питьевой водой из источников, разрешенных органами санитарного надзора. В случае отсутствия канализации сток от площадки для мытья тележек, моечной, раковин возможен в выгребную яму ограниченного пользования с устройствами, препятствующими загрязнению почвы. Выгребная яма должна располагаться на расстоянии не менее 50 м от помещений базы и площадки для мытья тележек.

64. Для кратковременного хранения скоропортящихся продуктов на базе должно быть предусмотрено холодильное устройство в зависимости от мощности баз (холодильная камера, ледник, холодильный шкаф, ванна со льдом, контейнеры с сухим льдом и пр.).

65. При расчете охлаждаемых камер рекомендуется пользоваться данными, приведенными в таблице:

------------------------------------------------------------------ ¦ Температура воздуха Наименование продуктов ¦ камеры ¦ (в градусах С) --------------------------------------------+--------------------- Молоко, молочнокислые продукты..............¦ 0-2 тепла Мороженое...................................¦ 10-12 холода Напитки.....................................¦ Не выше 12 тепла Фрукты......................................¦ 4-6 тепла Соки........................................¦ 0-10 тепла Свежие овощи,зелень.........................¦ 0-3 тепла Замороженные плоды и овощи..................¦ 10-8 холода ¦

66. Перегородки и перекрытия, отделяющие охлаждаемые камеры от неохлаждаемых, а также разделяющие охлаждаемые камеры, должны быть малотеплопроводными.

67. Через охлаждаемые камеры не должны проходить трубопроводы водоснабжения, отопления, канализации и каналы общей вентиляции.

68. Охлаждаемые помещения должны быть обеспечены достаточным искусственным освещением. Электролампочки должны иметь предохранительные приспособления, чтобы предупредить попадание осколков разбитого стекла в пищевые продукты.

69. Помещения для хранения и отпуска пищевых продуктов, эстакады, коридоры, лестничные клетки и т.п. должны содержаться в чистоте.

70. Для сбора отходов, мусора и т.п. внутри помещения должны иметься специальные ящики с крышками, освобождаемые по мере заполнения.

71. Базы должны быть обеспечены умывальниками, снабженными полотенцами, мылом и щеткой.
maboga
QUOTE (bpf @ 22.02.2011 - время: 10:57)
А сколько было скандалов, сколько слез!!!!!

Самые, наверно горячие баталии происходили всё же в винных магазинах!
Советская торговля.
Очередь в винный магазин. Город Кашин. 1987 год.
Ох, и вспомнить страшно! Порой это всё напоминало какое-то военное сражение 00011.gif , даже доблестная советская милиция предпочитала наблюдать за происходящим со стороны!
Если помните, то начинали алкогольную продукцию продавать в 11.00, а в 19.00 уже винные отделы закрывались. Это ещё при условии, что было что продавать, (т.е. получалось так, что вроде бы должны быть многие в это время на работе), но судя по очередям за водкой, да в принципе за всем, складывалось такое впечатление, что и не работал-то никто! А чтобы купить эти несчастные две бутылки водки, по-мимо талонов нужно было ещё иметь две пустые аналогичные ёмкости! Ну, не смотря ни на что, большинству-то всё же удавалось, тем или иным способом, отаварить свои талоны! И уже только после этого можно было заняться другими делами! 00007.gif
Keyjkbrfz
Мама рассказывала как в магазинах в "одни руки" давали только одну палочку колбасы. Она однажды увидела бабушку торгующую чем-то возле магазина и с ней было две внучки. Мама попросила у бабушки разрешения взять с собой в магазин этих девочек и смогла купить сразу три палочки колбасы. А потом купив каких-то сладостей этим девочкам отблагодарила их.
Ирина№1
У нашего дома был ларек " Мороженное ". Кроме пломбира, эскимо и фруктового, продавали и развесное. Специальной ложкой накладывали в вафельный или бумажный стаканчик, а потом взвешивали на весах. Цена была примерно от 18 до 25 копеек.
А рядом был ларек " Пироженое ". Ассартимент: заварные, картошка, корзиночки, рулеты.И торты. Но не всегда все это свежее было.
maboga
Ещё чуть-чуть о карточной системе:
Карточная система — система снабжения населения товарами в условиях дефицита. В частности, существовала в СССР в отдельные периоды истории. Для покупки товара следовало предъявить одноразовый талон, дающий право на его приобретение. Дополнительно может требоваться оплата покупки.
Карточки (талоны) устанавливали определённые нормы потребления товаров на человека в месяц, поэтому такая система называлась также нормированным распределением.
История
Впервые карточки на получение продовольствия («тессеры») были отмечены ещё в Древнем Риме. Во Франции в период якобинской диктатуры вводились карточки на хлеб (1793—1797).
Во время Первой мировой войны нормированное карточное распределение существовало в ряде воюющих держав, в частности, в США и Германии.
В Российской Империи карточки были впервые введены в 1916 году.
Начиная с 1917 г. они широко использовались в Советской России. Отмена карточной системы произошла в 1921 году в связи с переходом к политике НЭПа.
Карточная система (хлебные карточки) была введена в СССР в 1929 году. В 1935 году она была отменена.

Вторая мировая война
В период второй мировой войны нормированное карточное распределение основных продовольственных товаров было введено в ряде держав, участвующих в войне: СССР, Германии, Великобритании, США, Канаде, Японии и т. д. (в частности, в 1943 в США вводится нормированное распределение мяса)
В Германии карточное распределение (имперская карточная система) было введено 20 сентября 1939 года, и насчитывало, в общей сложности, 62 вида карточек.
В СССР карточное распределение введено с июля 1941 года, окончательно отменено в декабре 1947.
В Великобритании карточки на бензин были отменены в 1950 году, на сахар и сладости в 1953 году, на мясо в июле 1954 года.
В Японии карточная система отменена в 1949 году, окончательно государственный контроль над ценами в 1952 году.
В Израиле карточная система вводилась в 1949—1952 («режим аскетизма»).
maboga
Позднесоветский строй
Новая, и последняя волна нормированного распределения в СССР (талонная система) начинается в 1983 году с введения талонов, в первую очередь, на колбасу.
Антиалкогольная кампания М. С. Горбачёва привела к резкому росту потребления сахара для самогоноварения, что послужило причиной ввода талонов на сахар около 1988 по всей территории СССР, включая Москву и Прибалтику, ранее талонной системы не знавших. В случае с сахаром результат был достигнут — норма отпуска была выше обычного потребления, а поставки сахара на удивление стабильны, что породило известную шутку «куда мне этот сахар, солить, что ли». Далее талоны на всей территории СССР вводились на алкоголь и табачные изделия.
Суть талонной системы заключается в том, что для покупки дефицитного товара необходимо не только заплатить деньги, но и передать особый талон, разрешающий покупку данного товара. Талоны на продукты питания и некоторые товары народного потребления получались по месту прописки в ЖЭУ (или общежитии — для студентов ВУЗов), на другие товары народного потребления талоны получались по месту работы (обычно, в профкоме).
Причиной возникновения талонной системы был дефицит некоторых товаров широкого потребления. Первоначально талоны внедрялись как элемент системы мотивации. Отличившемуся сотруднику выдавался талон на приобретение дефицитного товара (например, телевизора или женских сапог). Без талона купить данный товар было трудно, так как в магазинах он появлялся редко (продажа по талону проводилась, как правило, со специализированного склада). Однако впоследствии талоны были внедрены на многие продукты питания, и некоторые иные товары (табак, водка, колбаса, мыло, чай, крупы, соль, сахар, в некоторых, крайне редких, случаях, в отдаленных местностях, хлеб, майонез, стиральный порошок, женское бельё и т. д.).
Целью введения талонов было обеспечить население минимально гарантированным набором товаров. Спрос должен был снизиться, так как без талона соответствующие товары в государственной сети торговли не продавали. На практике иногда не удавалось использовать талоны, если соответствующих товаров в магазинах не было.
Скрытой формой карточной (талонной) системы можно считать существование так называемых «столов заказов», где жители, имеющие соответствующую прописку и приписанные к данному столу заказов могли с определенной периодичностью и в ограниченном количестве приобретать определенные товары, исчезнувшие из свободной продажи.
Талонная система сошла на нет с начала 1992 года, в связи с «отпуском» цен, сократившим платёжеспособный спрос, и распространением свободной торговли. На ряд товаров в некоторых регионах талоны сохранялись до 1993 года.
В 2008 году в связи с кризисными явлениями в мировой экономике и возникшим относительным дефицитом товаров в ряде регионов России (например, на Дальнем Востоке) были временно введены талоны на предметы первой необходимости (в первую очередь, для социально незащищенных слоев населения).
maboga
QUOTE (Ирга4 @ 21.02.2011 - время: 10:40)
Продажа сока.
"Берёзовый " и "Томатный"  были  самыми  любимыми  соками.... 00026.gif

Сок в стеклянных колбах.
Советская торговля.
Практически в каждом советском гастрономе был отдел, торговавший соками, газировкой и разной мелочью, вроде спичек. Стеклянные конусы, вместимостью литров так пять-шесть, наполняемые сверху из трёхлитровых банок; они висели на специальной вращающейся стойке, - продавец поворачивал к себе конус, наполненный тем соком, который заказывал покупатель. В нижней, тонкой части этих довольно хрупких сосудов был маленький металлический крантик-барашек. Поворачивался он очень легко, и тогда в подставленный стакан текла довольно тонкая струя сока.
Ирга4

Телогрейки стёганные ватные военные, и др. одежда, амуниция СССР.


Телогрейки стёганные ватные военного образца, воротник стоечка, по цене от 100 руб. и штаны ватные цвета хаки, по цене от 100 руб. за единицу товара. Роста от 2 до 6. Года выпуска от 1965 до 1991г.
Обмундирования, амуниции времён СССР: афганки, танковые костюмы, телогрейки стёганные, канадки, свитера, камуфляжи, подшлемники, тулупы и др.
На самом деле телогрейка была очень распространенной в Советском Союзе. Нет, конечно, в городах ее не носили, а вот в селах она была незаменима. Недорогая по стоимости, она была доступна практически всем. Теплая, практичная. Сельские жители именно в ней работали по хозяйству холодной зимой. Телогрейку можно смело назвать самой массовой верхней рабочей одеждой в Советском Союзе.

В СССР телогрейка выпускалась практически 60 лет без существенных изменений.
А вот ушанку носили и в городах Во времена моего детства практически у всех одноклассников были такие шапки. А потом их начали носить и девочки. Очень удобные и теплые. В сильные морозы с неприятным колючим ветром опускаешь «ушки», и никакой холод не страшен.
Шились они в основном из искусственного меха или кроличьего меха. Были так называемые «обманки». Это когда форма ушанки, но «ушки» не опускаются, пришиты. были комбинированные ушанки: верх из кожзаменителя например, а все остальное — из меха.
Между прочим, с 1940 года шапка-ушанка стала официальным головным убором советской армии и милиции.
А на Западе шапка-ушанка — часть собирательного образа русских.

Наша русская душа улыбается..
В телогреечке она согревается...
В ней свободно и легко очень дышется..
Потому, что русский дух в ней колышется

Хостинг фото
Советская торговля.
Всего фото в этом сете: 6. Нажмите для просмотра.
Бони
Старшая сестра работала на "соках", так она разводила их водой (гордиться не чем)
TDV
Вспоминая о советской торговле....
Кончился СССР и вместе с ним и советская торговля. Донбасс, Макеевка, один из множества шахтерских поселков с названием "Холодная Балка-3". Процветающий в советское время, а ныне - депрессивный. Из множества магазинов уцелели немногие, и то после смены владельцев. Многие открыли люди далекие ранее от всякой торговли. Открыли и рынок. Большинство торговок, бывших "Цариц прилавков" оказались на рынке. Приходишь на рынок и видишь: Многие торгуют колбасой, маслом, сыром, окорочками, курами, фаршем и пр. НО! Стоят очереди к 2-3 прилавкам и все. А торгуют женщины не из "советской торговли", а бывшие торговки стоят и медленно зеленеют. И не такие толстые уже, и золота на них уже нет, и высокомерие куда-то делось. Народная память длинная. Я помню как было...., я лучше постою сейчас в очереди и куплю у других. Да и бывших торговок уже нет. И очередей тоже.
Ирга4
RSS Валенки, валенки, неподшиты, стареньки...


Старшее поколение хорошо помнит песню Лидии Руслановой «Валенки». Иностранцам, наверное, приходилось объяснять, что же это такое. А вот в России валенки — национальная зимняя обувь. В моем детстве зимы были снежные и морозные. Помнится, что несколько лет подряд были дни, когда морозы стояли по 35 - 39 градусов, и в школе отменяли занятия.

Вот нам была радость! Обували валенки, и на улицу, гулять!

На самом деле валенки — уникальная обувь. Мягкие, легкие, невесомые, на ногах совершенно не чувствуются. И теплые настолько, что даже в самые лютые морозы ноги не мерзнут.

В деревнях валенки подшивали , брали дратву , складывал куски войлока и подшивали , потому как низ валенок снашивался быстрее всего.

А ещё валенки носили с калошами.

Валенки были ручной работы и машинной. Свалянные вручную валенки были дороже производственных.


Хостинг фото
Советская торговля.
Всего фото в этом сете: 2. Нажмите для просмотра.
zLoyyyy
Помню был период, когда нельзя было купить пива или лимонада, не сдав точно такое же количество пустых бутылок, а потом, наоборот, нельзя было сдать пустые бутылки за деньги - вынужден был брать пиво или лимонад.
Билл Баклуши
Родной дочери не смог объяснить, что такое гастроном. Магазин говорю такой. А что там продавали? Ну всё - колбаску, сыр, молоко, другие товары.А поняла- супермаркет! Нет, говорю - гастроном. Так и не поняла... эх...

Страницы: 12[3]45

Гильдия рожденных в СССР -> Советская торговля.





Проститутки Киева | индивидуалки Москвы | Эротический массаж в Москве | Проститутки-индивидуалки Москва